АгроБаза. Перейти на главную страницу


Перейти на главную страницу E-mail Заказать товар
полезные советы
cреди наших клиентов колхозы и фермерские хозяйства, агроснабы, строительные, ремонтно-технические и другие предприятия
   в начало сайта
   о компании
   как нас найти
   стол заказов
   прайс
   для писем

   
АгроБаза несёт полную ответственность за качество продаваемого товара  
советуем отдохнуть в кафе АгроБазы

характеристика заряда аккумуляторной батареи на тракторе
рис.1
характеристика заряда аккумуляторной батареи на тракторе

токоскоростная характеристика генератора
рис.2
токоскоростная характеристика генератора
В последнее время конструкция электрооборудования тракторов "Беларусь" претерпела значительные изменения. Это вызвано ликвидацией различий между исполнениями трактора для экспорта и внутреннего рынка, а также стремлением завода повысить потребительские качества трактора.
В результате все модели тракторов получили новый щиток приборов, малообслуживаемые аккумуляторные батареи, новые комплектующие изделия, по заказу - пусковую систему на 24В.
В данной статье коротко дается информация о некоторых из них, а также о методах поиска и устранения неисправностей электрооборудования трактора.

1. Общие рекомендации.
Поиск и устранение неисправностей электрооборудования необходимо проводить при соблюдении следующей последовательности диагностирования:
  1. Проверить исправность предохранителя в цепи нефункционирующего потребителя.
  2. Проверить исправность потребителя.
  3. Проверить налличие напряжения и надежность контактов в местах их соединений от источника питания к потребителю и от потребителя к минусу источника питания.
  4. Проверить исправность работы коммутационной аппаратуры.
Для проверки электрооборудования используйте контрольную лампу и тестер (омметр и вольтметр). В качестве контрольной лампы применяйте лампу мощностью не менее 20Вт (Лампа А12-21).
Все цепи электрооборудования трактора защищены от токов короткого замыкания и перегрузки плавкими предрохранителями, расположенными на откидной крышке передней стенки щитка приборов.
При перегорании предохранителя в результате короткого замыкания выполните следующее:
  1. Подсоедините провода от контрольной лампы к клеммам блока предохранителей взамен перегоревшей плавкой вставки. При наличии короткого замыкания в цепи лампа будет гореть полным накалом, при исправной цепи и потребителе - вполнакала или не гореть.
  2. Проверьте цепь от предохранителя к потребителю и добейтесь прекращения горения лампы или ее горения с неполным накалом (при наличии в цепи включенного потребителя).
  3. Установите новый предохранитель.
Допускается при отсутствии предохранителя на требуемый номинальный ток использовать взамен медный провод следующего диаметра:
на ток 8А - 0,22 мм; 16А - 0,32 мм; 20А - 0,36 мм; 50А - 0,51 мм.
В процессе эксплуатации может произойти повышение контактного сопротивления между предохраниетелм и его держателями из-за окисления. Следствием этого является увеличение падения напряжения в цепи и нагрев, приводяций к нарушению цепи.
Дефект обнаруживается по нарушению в работе потребителя (снижению мощности) и по нагреву предохранителя. Устраните дефект зачисткой держателя и предохранителя от окисной пленки.< перечень элементов электрооборудования, изображенных на электрической схеме и в тексте статьи, приведен в таблице 1.

2. особенности системы электроснабжения и пуска.
На тракторах "Беларусь" применяется одна из следующих систем электроснабжения:
  • система с номинальным напряжением бортовой электросети 12В с двумя параллельно соединенными батареями по 12В каждая;
  • система с номинальным напряжением бортовой электросети 12В и системой пуска 24В с двумя аккумуляторными батареями по 12В каждая, переключателем батарей (QM1).
В эксплуатации контроль работы системы электроснабжения осуществляется по показателям амперметра. В процессе работы трактора показания амперметра должны изменяться следующим образом:
а) после включения выключателя "массы" (SA13) до запуска двигателя амперметр должен показывать ток разряда, соответствующий мощности включенных потребителей (стрелка отклоняется влево от среднего положения).
б) после запуска двигателя и начала работы генератора амперметр должен показывать ток заряда аккумуляторных батарей (стрелка отклоняется вправо от среднего положения), величина которого должна постепенно уменьшаться по мере заряда батарей и через некоторое время работы трактора, зависящего от первоначального состояния батарей, приблизиться к нулю.
Характеристика заряда аккумуляторной батареи на тракторе при постоянном зарядном напряжении представлена на рис. 1.
в) в процессе работы трактора допускается ситуация, когда амперметр кратковременно может показывать заряд. Это свидетельствует о том, что мощность, потребляемая включенной в данный момент нагрузкой, превышает возможную мощность отдачи генератора при его работе на данном скоростном режиме двигателя трактора. Токоскоростная характеристика генератора представлена на рис.2.

С июля 1995 года изменена схема системы электроснабжения трактора "Беларусь". Вместо амперметра применен указатель напряжения (Р7, вольтметр).
Замена вызвана применением на тракторах "Беларусь" малообслуживаемых аккумуляторных батарей. Характеристики этих батарей - срок службы, периодичность обслуживания, режим заряда - обеспечиваются при поддержании стабильного зарядного напряжения в бортовой электросети трактора, равного 14,1В ± 0,2В.
Примененный на тракторах вольтметр имеет зонную шкалу, которая позволяет получить следующую информацию о состоянии системы электроснабжения трактора:
  1. До пуска двигателя после включения выключателя "Массы" (при выключенных потребителях) стрелка вольтметра находится в желтой зоне (12-13,2 В), показывает ЭДС аккумуляторной батареи и степень ее заряда: 12,7В - 100% заряда; 12В - 50% заряда и менее.
  2. При пуске двигателя стрелка вольтметра перемещается в крайнюю левую красную зону (10-12В). Падение напряжения на аккумуляторных батареях в период работы стартера возможно до 6В.
  3. После пуска двигателя стрелка вольтметра показывает напряжение в бортсети, создаваемое генератором.
В нормальном режиме эксплуатации стрелка должна находиться в зеленой зоне (13,2-15,2В). Допускается кратковременное перемещение стрелки в желтую зону (12-13,2В) при работе двигателя с низкой частотой вращения и включении потребителей, суммарная мощность которых превышает токоотдачу генератора на данном скоростном режиме (рис.2). При остальных режимах эксплуатации, если стрелка вольтметра находится:
  • левее зеленой зоны - неисправен генератор или ИРН;
  • правее зеленой зоны - неисправен ИРН.


3. Устранение неисправностей в системе электроснабжения и пуска.
3.1. Аккумуляторные батареи систематически недозаряжаются:
  • проверьте величину регулируемого напряжения и, если оно ниже допустимого, переведите посезонный регулятор в положение "зима" или замените ИРН;
  • проверьте техническое состояние аккумуляторных батарей;
  • проверьте надежность контактов в соединениях клемм проводов от генератора до аккумуляторной батареи, исключив возможное повышение сопротивления на клеммах вследствие ослабления их крепления или окисления.
3.2. На тракторах с системой электроснабжения 12/24В и переключателем батарей происходит неравномерная зарядка аккумуляторных батарей, при этом недозаряжается левая батарея:
  • проверьте исправность и надежность предохранителей на корпусе переключателя;
  • проверьте крепление проводов к клеммам"30а" и "31" переключателя батарей;
  • разберите переключатель и зачистите его контакты.
3.3. Стартер развивает низкие пусковые обороты:
  • устраните возможное ослабление крепления или окисление клемм силовой цепи:
    - на аккумуляторных батареях;
    - на выключателе "массы" между кабиной и корпусом трактора;
    - на клеммах стартера и его крепления.
  • проверьте степень заряда аккумуляторных батарей. Если после выполнения указанных операций обороты стартера не изменились, проведите техническое обслуживание или ремонт стартера.
3.4. Переключатель батарей (QM1) на тракторах с системой пуска на 24В работает циклично с частотой более одного включения в секунду:
- проверьте и при необходимости замените предохранитель кл."31" на корпусе переключателя.

Внимание!
До и после пуска на силовую клемму стартера подается напряжение 12В с допустимым током нагрузки 80А. Ток ограничен мощностью предохранителей и слаботочных контактов переключателя (QM1). Поэтому ни в коем случае не допускается попытка запука путем перемыкания клемм тягового реле стартера. Возможные причины перегорания предохранителей переключателя:
  • попытка пуска двигателя путем перемыкания между собой клемм стартера (клеммы "+" с клеммой обмотки тягового реле);
  • переполюсовка одного из аккумуляторов;
  • короткое замыкание в цепи.
Заключение.
Предоставленные в данной статье материалы подготовлены по конструкторской документации действующей по состоянию на 1997г.
В процессе производства тракторов в систему электрооборудования возможно внесение дополнений и изменений, информация о проведении которых дается потребителю при помощи информационных листов.

Михаил Клебанов,
Начальник КБ электрооборудования ГСКБ ПО МТЗ.
наш адрес:

61089, г.Харьков, пр.Гагарина, 201
тел.: (0572) 526-061
тел./факс: (057) 775-64-84
775-64-67
713-77-48
e-mail: agrobaza@ukr.net
сделано в 2002 г. 
студия Tomasan
Hosted by uCoz